Требования пожарной безопасности в отношении автомобильных цистерн, транспортирующих нефтепродукты

Один из самых важных моментов организации перевозок нефтепродуктов автомобильным транспортом - соблюдение мер, направленных на профилактику возгорания. Согласно статистике, примерно 30 процентов всех аварий у отправителей грузов происходят во время процесса наполнения автомобильных цистерн, ещё 25 процентов - во время транспортировки в таких цистернах и ещё примерно столько же - во время слива горючего на нефтяных базах и АЗС. Также пожароопасные ситуации складываются во время обслуживания специального транспорта и при передвижении пустых цистерн. Чтобы уменьшить риск пожарной опасности и отрицательное воздействие на среду, выработаны особые требования, выполнение которых обязательно при перевозке нефтепродуктов.

Стандарты, связанные с предотвращением пожароопасных ситуаций во время перевозки ГСМ автомобильными цистернами

Чтобы обеспечить безопасность передвижения нефтепродуктов автотранспортом, создан ГОСТ 5091396. Также, организовывая такие грузоперевозки, компании учитывают нормы международных соглашений, связанных с транспортировкой особо опасных грузов. Инициатором этого соглашения выступила ООН. Опасные грузы, согласно данным документам - это продукты, в случае аварий представляющие угрозу для людей и окружающей среды.

Требования в отношении оборудования автомобильных цистерн

Чтобы предотвратить риск, связанный с транспортировкой особо опасных грузов в автоцистернах, созданы особые требования к оборудованию автоцистерн, учитывающиеся в технических заданиях по разработке их конструкций. ГОСТ предусматривает соответствие автомобильных цистерн таким требованиям:

  • автомобильный транспорт, на котором осуществляется перевозка горюче-смазочных материалов, оборудуют проблесковым маячком оранжевого цвета;
  • во время перевозки топлива на кабине авто, оборудованного прицепом, располагают знак, который предусмотрен ПДД, либо три фонаря жёлтого цвета;
  • с двух сторон цистерны закрепляют таблички, которые содержат данные о разновидности продукта соответственно классификации ООН;
  • на борта цистерны наносят надпись «Огнеопасно»;
  • цистерну, шасси автомобиля и рукава для сливания горюче-смазочных материалов оборудуют заземлением, служащим средством защиты от статического электричества;
  • материалы, использующиеся для производства площадок для обслуживания автомобильных цистерн, вспомогательных лестниц, концевиков рукавов, внутренних волнорезов и прочих элементов, должны не создавать искры вследствие ударов;
  • выхлопная система автотранспорта для транспортировки нефтепродуктов должна быть выведена впереди в транспортном средстве, а выхлопная труба должна быть оборудована искрогасителем;
  • топливный бак автомобильной цистерны должен быть защищён листовой сталью, имеющей асбестовую прокладку;
  • специальный транспорт для транспортировки нефтепродуктов обязательно должен быть укомплектован приспособлениями, которые предназначены для тушения пожаров (два огнетушителя, лопата, кошма и др.);
  • во внутренней части цистерны должны быть установлены перегородки на высоте приблизительно 5 см над дном, используемые для исключения гидроударов в моменты ускорения автомобиля и его торможения;
  • цистерна должна отвечать требованиям, связанным с герметичностью;
  • каждых шесть месяцев каждая автомобильная цистерна должна проходить гостехосмотр.