Виды конструкции цистерн: круг, овал, чемодан

Цистерна, в зависимости от ее исполнения, может иметь переменное или постоянное сечение. В поперечном разрезе емкость может иметь форму овала, круга или быть так называемого сечения «чемодан».

От формы цистерны зависит не только ее вместительность, но и габаритные размеры. Размер очень важен, потому что кроме предъявляемых ограничений к грузовым машинам и прицепам Правилами дорожного движения по высоте и ширине транспорта, есть и ограничения по параметрам устойчивости машины.

Чемодан

Некоторые производители спецтехники, к которой относятся и цистерны для транспортировки горючих нефтепродуктов, для монтажа на шасси массовых грузовых машин с формулой колес 4х2 и 6х4 выпускают резервуары сечения в форме чемодана. Они аргументируют такой выбор тем, что центр тяжести в транспортном средстве более низкий при сохранении предельно допустимого по нагрузке на шасси объема транспортируемой жидкости. Зачастую «чемоданы», устанавливаемые на шасси дорожных грузовых машин, имеют сечение, постоянное по всей длине.

Круг

Емкости, имеющие форму сечения в виде круга или овала, тоже довольно часто монтируются на грузовые шасси, но подобные формы предъявляют к технике свои требования. Например, чтобы была обеспечена безопасность транспортировки нефтепродуктов в более высокой по конструкции «трубе» (если сравнивать с овальной или чемоданной формой), производителю бензовоза приходится выбирать в пользу гораздо более устойчивого шасси, оснащенного современными устройствами и системами безопасности. От системы антиблокировки до системы стабилизации курса, аварийного усилителя торможения, который страхует от наезда на препятствие, а также системы предохранения от опрокидывания.

Так как круглые емкости по объему аналогичны чемоданным формам, в некоторых случаях имеют значительную длину, то и грузовые шасси выбираются длинномерными – так называемые «модели с длинной базой». Чтобы нивелировать небольшое ухудшение маневренности машины, предпочтение отдают грузовым авто с формулой колес 6х2, где предусмотрена подвесная ось, размещенная за ведущим мостом. При этом во время подъема «ленивца», который чаще всего не комплектуется механизмом подруливания, улучшается маневренность автомобиля.